Эмульсия крошится и не смывается

Форумы Форум шелкография, трансфер и другое Эмульсия крошится и не смывается

  • В этой теме 17 ответов, 8 участников, последнее обновление 06.12.2016|12:25 сделано K.I.T.
Просмотр 16 веток ответов
  • Автор
    Сообщения
    • #166793

      Добрый день, специалисты. Не сочтите эти вопросы за очевидные глупости, я просто человек которые до этого с шелкографией не сталкивался и что бы вы все поняли напишу краткую предысторию:
      В общем фирма, где я работаю недавно закупила оборудование для шелкографии и назначила меня на эту должность. Честно говоря до этого я вообще не сталкивался с подобной работой, поэтому опыта ровно зеро. По началу все казалось очень просто, потом когда дошел до практики — сложно. Когда проблемы решились (как я думал) снова показалось, что это просто. Ну а сейчас грабли опять вылезли и я не могу понять, что же делаю не так:

      Из списка явных проблем с которыми я столкнулся сейчас это:

      1. Эмульсия крошится и расползается от растворителя.
      Использую эмульсию Azocol Z1 уже готовую голубовато-зеленую в банке. Сетка стандартная «100 Y желтая»
      Наношу ровным слоем 1-1 и экспонирую от 1,5 до 3 минут (пока экспериментирую) в специальной для этого УФ-камере (вроде как хорошей, дорогой)
      Начинаю печатать, а эмульсия всегда по разному либо держится до конца техпроцесса печати либо начинает крошится сразу еще во время проходов. В любом случае она отваливается кусками когда чищу трафарет. Для чистки использую стантартный 646 растворитель, ветошь — обычная белая хлопковая бязь. Иногда эмульсия отклеивается вместе со скотчем, а иногда нет. О силе давления на ракель ничего сказать не могу из-за непопытности, но растояние между сеткой и печатываемой поверхностью не более 5 мм.
      Из всего, что я могу предположить: недоэкспонирование. Хотя компани у которой мы покупали оборудование дали точные указание по этой эмульсии, сите и уф-камере: светить 1,5, максимум 2 минуты, не более, что мол они всегда так делают и у них все отлично.

      2. Во время регенерации эмульсия не смывается:
      Смывку использую Pregasol CF70. Разбавляю по интсрукции 1мл средства к 70мл воды.
      Очищаю трафарет от остатков краски и скотча (646 раств). Смачиваю трафарет Pregasol’ом, выжидаю 2 минуты и не давая времени высохнуть стираю губкой и только после этого страя под давлением (но не керхер, а просто шланг). Да, это самая слабая часть в моем техпроцессе: мы арендуем помещение, подводить воду к промывочной камере возможности нет, есть обший туалет, где все это дело и делается: т.е. смывка и регенрация (Azocol и Pregasol судя по указаниям производителя можно сливать в сточные воды). Насчет керхера — использовать просто негде, как по свободной площади, так и просто никто из арендодателей не позволит. В общем с этим все плохо. Поэтому просто соединяю шланг с краном, зажимаю пальцем и получаю струю под давлением, каким — неизвестно.. незнаю даже насколько она далека от струи керхера, но по пальцам бьет больно. Я немного отошел от темы, в общем смачиваю, выжидаю как написано, тру — не стирается. Эмульсия просто остается на сите. Когда к нам приезжал специалист, он сам показывая как изготавливается трафарет: проводил регенерацию просто губкой и водой, даже шланг никакой не нужен был. И у него трафарет, на котором мы для пробы печатали отлично смылся просто фактически в ноль и стал как новый.
      Из моих предположений: переэкспозиция… Но блин 1,5 минуты, я уже даже не знаю куда уж меньше светить. И как быть с первым случаем, ведь эмульсия опять таки крошится. Если недоэкспозиция, то почему не смывается тогда? И вообще как себя типично ведет НЕДОэкспонировання эмульсия во время регенерации?

      Большое спасибо всем, кто ответит.

    • #221151

      Фото после регенерации:
      4cfd42ed8344t.jpg 5ef9895a2fc6t.jpg af7fde819a7ft.jpg

    • #221153

      0. 646-й растворитель — зло. Есть же специальные растворители!
      1. Сетка перед нанесением эмульсии обезжиривается? Чем?
      2. Эмульсия хорошо промешана при сенсибилизации?
      3. Эмульсия хорошо просушена перед засветкой? Недосушенная эмульсия плохо экспонируется и плохо смывается.
      4. Экспресс-способ проверки качества экспонирования, если нет калькулятора: мокрой светлой тряпочкой смочить эмульсию с ракельной стороны. Хорошо засвеченная эмульсия не будет растворяться и оставаться на тряпке. Можно ещё положить где-нибудь в стороне от макета кусочек плёнки с изображением и после засветки проявить его мокрой тряпочкой. По характеру изображения можно судить об экспозиции.
      6. Отслаивателя надо не жалеть. Не вёдрами лить, но и не влажной тряпкой протирать.

      Приезжий специалист делал трафарет от и до или смывал Ваш?

    • #221144

      — «Azocol Z1 уже готовую голубовато-зеленую в банке»
      А из маленькой бутылочки сенсибилизатор в нее замешивали? За 3 минуты задубится и подметка, а не только несенсибилизированная эмульсия.

      Отслаивателя конкретно мало. После стирания губкой должна оставаться чистая сетка без следов твердой эмульсии.
      Раму — в горизонталь, отслаивателя больше — и тереть.

      На 6 квт лампе 120 сито я свечу 45-50 сек. Так что есть куда время уменьшать.

    • #221145

      Если сенсибилизатор не добавили, то это главная причина. Но , наверно, это все же сделали :)
      Если сенсибилизатор добавили, то остается вопрос сколько эмульсия простояла уже засенсибилизированная, она хранится ограниченное время.
      Автор вопроса правильно думает на недоэкспонирование.
      Недосвеченная эмульсия приводит к гораздо бОльшим проблемама, чем переэкспонированная.
      Значительно недоэкспонированная эмульсия ( даже если на ней не печатали) будет смываться неполностью. Особенно без воды под давлением.
      А если недоэкспонированную эмульсию еще и смывают 646 , тогда этот агрессивный растворитель вымывает ацетаты из эмульсионного слоя и он ( копировальный слой) очень с трудом удаляется.
      Во время печати на эмульсию ( недоэкспонированную) влияют растворители из краски , они приводят к охрупчиванию и выкрашиванию эмульсии.

      Я присоединяюсь в рекомендациям всех ответивших ранее. Особое внимание правильному времени экспонирования!
      Если эмульсия при проявке с ракельной стороны немного как бы мылкая , иногда даже просто мягкая на ощупь, то это значительное недоэкпонирование. Рекомендованные 1,5 — 2 минуты — не показатель, нужно знать и мощность лампы и расстояние до нее и насколько правильный спектр она дает.
      Кстати, в экспонирующем устройстве, даже хорошем, элементарно может просто стоять старая лампа , которая не излучает в нужном спектре.

    • #221154

      Немирович Евгений написал(а):


      >За 3 минуты
      > задубится и подметка, а не
      > только
      > несенсибилизированная
      > эмульсия.
      Несенсибилизированная эмульсия тоже дубится?

    • #221155

      voron_76 написал(а):


      0. 646-й растворитель — зло. Есть же специальные растворители!
      1. Сетка перед нанесением эмульсии обезжиривается? Чем?
      2. Эмульсия хорошо промешана при сенсибилизации?
      3. Эмульсия хорошо просушена перед засветкой? Недосушенная эмульсия плохо экспонируется и плохо смывается.
      4. Экспресс-способ проверки качества экспонирования, если нет калькулятора: мокрой светлой тряпочкой смочить эмульсию с ракельной стороны. Хорошо засвеченная эмульсия не будет растворяться и оставаться на тряпке. Можно ещё положить где-нибудь в стороне от макета кусочек плёнки с изображением и после засветки проявить его мокрой тряпочкой. По характеру изображения можно судить об экспозиции.
      6. Отслаивателя надо не жалеть. Не вёдрами лить, но и не влажной тряпкой протирать.

      Приезжий специалист делал трафарет от и до или смывал Ваш?


      0. Уже заказали специальный, но пока он приедет к нам работать как-то надо.
      1. Только не смейтесь, но 646ым. У нас есть KIWO-Mech, но насколько я знаю его нельзя смывать в сточные воды, поэтому пока не пользуемся (пока ситуация с промывочной камерой не решиться)
      2. Мы AZOCOL Z1 покупали уже сенсибилизированую.
      3. Да, где-то двое суток лежали при комнатной пока нам файлы для диапозитивов прислали, но обычно сушу в самодельной на скорую руку камере при температуре около 30-40 градусов 3 часа.
      4. Спасибо, попробую проверить! По поводу калькулятора: нашел на сайте Saati 21 шаговый http://www.saati.com/21step.php . Я так понял, что эта штука покупается, но я пока просто спер картинку и распечатал. Вчера пробовал — вроде получилось, но пока по неопытности сложно понять близко ли это к действительности.
      6. Я сначала разбавлял как указано 1 к 70, но потом разбавил в два раза сильнее, но ничего это не дало толком. Но эмульсию я все таки очистил. Можете меня журить, но удалось очистить замедлителем, при чем не родным, а от краски Argon. Химия конечно та еще, губгу просто ращепила в кашу, но зато эмульсия слезла. Я понимаю, что это какой-о хардкорный способ, но в отсутствии керхера я решил, что можно попробовать все. Только потом 646ого 1/4 банки ушло, что бы очистить уже замедлитель.

      Специалист когда приехал делал от и до и еще печатал на ней, при этом сушил вертикально фактически на коленке час-полтора обычным вентиляторным нагревателем (к стенке раму поставил и рядом нагреватель) и у него все получилос. Лично я после этого этот трюк повторить так и не смог, эмульсия не досыхала точно.

      Немирович Евгений написал(а):


      На 6 квт лампе 120 сито я свечу 45-50 сек. Так что есть куда время уменьшать.


      — Видимо у нас такой УФ, хотя камера с виду серьезная с вакуумным прижимом, таймером и все такое. Но мне сложно что-либо сказать. Скорее всего как говорит Елена срок годности эмульсии уже того, поэтому надо светить дольше и она себя так плохо ведет.

      Елена Воронина написал(а):


      Если сенсибилизатор не добавили, то это главная причина. Но , наверно, это все же сделали smiling smiley
      Если сенсибилизатор добавили, то остается вопрос сколько эмульсия простояла уже засенсибилизированная, она хранится ограниченное время.
      Автор вопроса правильно думает на недоэкспонирование.
      Недосвеченная эмульсия приводит к гораздо бОльшим проблемама, чем переэкспонированная.
      Значительно недоэкспонированная эмульсия ( даже если на ней не печатали) будет смываться неполностью. Особенно без воды под давлением.
      А если недоэкспонированную эмульсию еще и смывают 646 , тогда этот агрессивный растворитель вымывает ацетаты из эмульсионного слоя и он ( копировальный слой) очень с трудом удаляется.
      Во время печати на эмульсию ( недоэкспонированную) влияют растворители из краски , они приводят к охрупчиванию и выкрашиванию эмульсии.

      Я присоединяюсь в рекомендациям всех ответивших ранее. Особое внимание правильному времени экспонирования!
      Если эмульсия при проявке с ракельной стороны немного как бы мылкая , иногда даже просто мягкая на ощупь, то это значительное недоэкпонирование. Рекомендованные 1,5 — 2 минуты — не показатель, нужно знать и мощность лампы и расстояние до нее и насколько правильный спектр она дает.
      Кстати, в экспонирующем устройстве, даже хорошем, элементарно может просто стоять старая лампа , которая не излучает в нужном спектре.


      — Так и есть, срок годности у сенсибилизорованой месяц, а мы ее уже третий месяц как пошел использования. Я честно говоря даже не подумал, что они так мало хранятся. Спасибо. Уже заказали новую.
      Да, я вчера увеличил время экспонирования, и эмульсия повела себя гораздо лучше, во время чистки после процесса печати не слетела от растворителя. А вот как с регенерацией пока не знаю, завтра только попробую.
      > А если недоэкспонированную эмульсию еще и смывают 646 , тогда этот агрессивный растворитель вымывает ацетаты из эмульсионного слоя и он ( копировальный слой) очень с трудом удаляется.
      — Все таки стоит от 646 отказаться. Получается хочешь сэкономить, а оно себе дороже выходит. Заказали сейчас специальный очиститель краски, хоть и дорогой но если он решить хоть часть проблем, то ОК.
      > Во время печати на эмульсию ( недоэкспонированную) влияют растворители из краски , они приводят к охрупчиванию и выкрашиванию эмульсии.
      — Да видимо так и происходит, эмульсия у меня не крошилась когда я до печати проверял ее 646ым, а после печати от 646 (когда чистил трафарет) она просто осыпаться начала.

      В общем буду пробовать и отпишусь.
      Не ожидал что их будет столько, а то я себя по неопытности немного растеряно чувствовую от любой проблемы на которую не могу дать ответ. Иногда все получается и вроде все уже отлажено, но спотыкаешься именно там, где больше всего был уверен в твердом освоении. В общем большое всем спасибо за помощь!

    • #221156

      Вы бы открыли e-mail или напишите мне, я Вам пришлю что-то полезное почитать, для повышения уровня трафаретных знаний :)

      • #276277
        K.I.T
        Участник

          Elena_Voronina — Вы писали, что можете прислать теоретического материала, для поднятия уровня знаний по трафаретам!!!

          Пришлите и мне, пожалуйста!
          Очень нуждаюсь!
          Ничего не выходит. Не могу избавиться от пилы!

      • #221157

        Елена Воронина написал(а):


        > Вы бы открыли e-mail или
        > напишите мне, я Вам пришлю
        > что-то полезное почитать,
        > для повышения уровня
        > трафаретных знаний :)

        Открыл в профиле.
        Был бы очень признателен и благодарен!
        Спасибо.

      • #221161

        Ну, насчет месяца хранения эмульсии — это вы погорячились. Как-то затишье было, так заведенные 5 кг плюс8000 почти три месяца вырабатывали и ничего. Главное не варить ее.

      • #221162

        Евгений, ну, я же про официальный срок хранения, т.е. тот который гарантирует производитель. В реальности он практически всегда больше, но официальный 3-6 недель. В любом случае, если сенсибилизированная эмульсия хранится долго, то к ней , по крайне мере надо особое внимание предъявлять, она теряет способность к фотополимеризации и может потребоваться более длительное экспонирование, например, или тиражеустойчивость уже будет не на обычном уровне.
        Т.е. не значит, что просроченную эмульсию надо автоматом отправить в помойку, но надо держать «ушки востро » и помнить, что могут быть проблемы с такой эмульсией, правда же?

      • #221164

        правда.

      • #221165
        Аноним

          Я совсем не профи но тоже с нуля в шелкухе начинал
          Мне кажется у вас возможно толстый слой эмульсии на раме отсюда недосвет и ее отваливание просто видимо опыта нанесения мало
          Про смывку без керхера тоже проходил это. Надо смывать под давлением а не со шланга
          Плохо промытая рама это изначально гиморой шлангом вы не выбьете все остатки красок и эмулсии
          Еще раз повторю я не профи но раму готовлю за 30 мин с нуля
          Просто смываю эмульсию прегасолом (чайная ложка на пол литра) далее раму под тепловентик мин на 5 потом наношу эмульсию 1 +2 опять под теповентик мин на 15-20 и все свечу 180 сек и на пробивку
          Тиражи по 2-3 к прогонов вообще без проблем сетку меняю оч и оч редко менее раза в год хотя они постоянно в работе
          Вобщем возьмите для пробы и пробейте хорошенько раму керхером с химией если рам несколько промойте все (думаю где нить на мойке это решаемо). Мазаните сетки 2*1 1*2 2*2 и в засветку
          Да еще наносите эмульсию ракель кюветой
          По поводу срока годности эмулсии — возможно но мало вероятно у нас бывает и по полгода замешаная стоит от времени просто тягучее становится и наносить сложно но это решили путем добавления в нее воды для онокрасочных работ хватает вполне и z1 тоже.
          Простите за манеру написания пишу с телефона

        • #221167

          ден,
          Опыта конечно у меня нет, но слой на взгляд получается совсем не толстым. Ну и наношу я его как писал 1*1 Просто у нас нет повторяющихся в короткое время тиражей и используемый трафарет регенерируется фактически через день. А что касается ракель-кюветы — это да, такую штуку приобретем, потому, что сейас эмульию наношу обычным ракелем, фактически как краску вдавливаю сначало с печатной, а потом с обратной стороны. Если я правильно понимаю, то наносить эмульсию на обратную сторону можно не дожидаясь высыхания печатной стороны?
          По поводу керхера у нас к сожалению нет возможности его использовать, т.к. нет возможности подвести не то, что канализаию, но даже простой водопровод.

          Кстати отдельный вопрос к вам и вообще ко всем: сколько вы сушите эмульсью на сетке? Вы написали, что 15-20 минут под тепловентилятором. Получается, что мои 2-3 часа под тепловентилятором или сутки без него — это выообще вакханалия какая-то? Я всегда считал, что даже за час она не способна высохнуть.

          Про крошение эмульсии и несмывания с сетки мои вопрос частично решился увелимчением времени заствеки с 1,5 минуты почти до 4х минут.
          Это усилило ее прочность и она стала смываться немного лучше. Хотя по прежнему приходится пользоваться агриессивной химией для ее смывки.

          Но есть у меня одна догадка вообще: я пользовался для очистки краски 646 растворитель. Мне в принципе никогда не нравилось как он очищает краску (мы пользуемся Marabu LibraprintLip), а точнее он ее очень плохо очищает. Возможно эмульсия не слазит не только потому, что было малое время экспозиции, но и просто от банально плохой очистки трафарета от краски? Сегодня привезли KIWOCLEAN LM 628 и я провел наглядный эксперимент:

          Левая сторона чуть ли не до дыр чистилась 646-ым растворителем, а правая KIWOCLEAN LM 628, при чем последний чистил уже засохшую после 646 краску. Как говориться «почувствуйте разницу»:

          b222815be9c6t.jpg

        • #221168
          TTT
          Участник

            В любом отечественном растворителе (кроме заводского разлива), имеется в составе вода, добавляют разливщики. Поэтому смывается (стирается) слой.
            Смывка растворителем удорожает работу-быстро улетучивается и тряпок куча.
            Растворитель дубит слой.
            Он же наносит твоим почкам, печени, глазам и прочим дыхательным частям непоправимый вред.
            Смывать можно-пересвеченный, не досвеченный трафарет, с краской. Даже не задумывался.
            Возьми алюмин. уголок 40*40. Из него сделаешь заглушки. Приклей любым клеем, к примеру, эпоксидным. Только место склейки наждачкой крупной пройди. На всю оставшуюся деятельность хватит. И разные размеры сделаешь. Что бы устойчиво стоял на столе с одной обратной стороны приклей уголок, к примеру, 20*20
            Наносишь с печатной стороны, потом с ракельной, сразу, чтобы выдавить на печатную.
            Если сетка толстая, я обычно снимаю слой кюветой, в той же последовательности. Иногда и на 165 делаю. Тогда твоя лампа хоть будет осиливать пробой слоя. А так часть в канализацию.
            Правильно засвеченный трафарет позволяет мыть под напором с обоих сторон. У меня от фирмы керхер приблуда для полива садика. Там есть плоская узкая струя. Напор приличный.
            И для проверки-с обеих сторон промокни газетой-не должно залипать. Если с ракельной липнет, смой лишний слой.
            Иногда промакаю газетой для ускорения сушки. Но тебе я думаю вообще пригодится, чтобы рассол не затягивал печатные элементы.
            Сушка слоя-высох, и хватит. И не надо засекать время. Бывает и долго сушится, если забуду. Ни каких проблем.
            Ракелем наносить слой, можно, если сетка горизонтально на стекле, ПП пленка с двух сторон и между налить слой. Так наносили раньше Фотосет Но оно тебе не нужно.

          • #221169
            TTT
            Участник

              На всякий случай-я писал сделать из уголка кювету.

            • #276278
              K.I.T
              Участник
            Просмотр 16 веток ответов
            • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.